Зачем цыганам Свидетели Иеговы

roma-01_0
Материал предоставлен «Центром психологической безопасности»

Вообще, Свидетели Иеговы всегда гордились тем, что охватывают в своих проповедях максимальное количество языков и национальностей. Это добавляет секте престижа в глазах адептов и позволяет затем в отчетах рисовать красивую статистику: “столько пришло, столько осталось, еще несколько крестились”.
Вот давеча на Ставрополье прошел собрание, куда съехались, по словам СИ (https://www.jw-russia.org/news/16112815-69.html) почти 500 цыган. Почему мероприятие имело такой «успех»?

Наши предположения:
1. Согласно опросам ВЦИОМ, в России сейчас отношение к цыганам в основном “нейтрально-негативное”. По сути – сейчас их подозревают во всех смертных грехах сразу, особенно – наркоторговле. На неприязнь наслаиваются нападки националистов.
У цыган как у народа, нет национальной идеологии, и распространенный богемный(простите за тавтологию) образ жизни – это отсутствие стабильности и неясное будущее. Поэтому для них вера Свидетелей Иеговы привлекательна многообещающими фразами про “тысячелетнее царство” и спасение души, а организация олицетворяет некую защиту от внешнего мира (так как есть четкое разделение на своих, то есть тех, кто “в истине”, и чужих, истину отвергающих). К тому же СИ дают четкую идеологию и чувство значимости, чувство причастности к чему-то великому (тем более что в последнее время сектанты вновь делают упор на эсхатологию).

2. Цыгане хитры и прекрасно понимают, что сектантов можно использовать. В свое время, как нам сообщали бывшие Свидетели, у сектантов занимали деньги и не отдавали — то есть, использовали ради корысти их веру, точнее, способность к созданию общей кассы взаимопомощи. На рубеже нулевых уже занять деньги у сектантов и не отдать стало сложно — только в крайне редких случаях. Теперь и «барон» может отговорить своих подданных от посещения Свидетелей, так как теперь они признаны экстремистскими.

3. По нашим наблюдениям, среди тех сектантов, что ведут миссию среди бездомных и маргиналов, есть определенный процент цыган. Цыгане мистичны, особенно им нравится неопротестантизм, так как там есть глоссолалия. Вера цыган одновременно и христианская, они считаются православными, однако недостаток мистики в церкви они добирают своей внутренней верой в порчу и гадания. А тут еще и трансовое состояние и пророчества. Однако, у СИ нет никакой мистики в организации — возможно, что цыган зацепила настойчивость и упорство проповедников.

Вероятно, из этого следует, что можно достаточно легко завоевать доверие цыган, показав мнимую заботу организации обо всех обездоленных и угнетаемых. Или — благодаря этому они решат, что могут использовать организацию в своих целях. Сыграй на национальной гордости – и организация уже получит славу, что она беспокоится о сохранении культуры малых народов и проводит встречи специально для нескольких людей, говорящих на другом языке; и тем приятно, что они кому-то небезразличны.
Напоминает политиков-популистов, которые ездят по аулам и убеждают кочевников голосовать.
Еще раз: бог СИ – это статистика. Сколько журналов издано, на сколько языков переведено, сколько присоединилось к организации за год.

Но главное — в связи с событиями последних лет у представителей цыганской диаспоры вполне могло возникнуть ощущение, что государство начало систематически их притеснять. Здесь вполне естественно искать помощи в организации, которая не одобряет деятельность правительства и также страдает от притеснений с его стороны — это и есть ответ на вопрос: “зачем”.
Свидетели Иеговы получают ресурс от симпатизирующих им маргинальных и оппозиционно настроенных людей. Это позволяет им заявить, что в России угнетают малые этнические группы, а они, Свидетели, наоборот, всегда рады помочь и наставить на путь истинный.

Конечно, есть и плюсы. “Изучение библии” все же лучше, чем попрошайничество и наркоторговля. Однако это борьба со следствием, а не с причиной. В исследовании
(http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-determin.. одной из причин криминального поведения названа слабая религиозность цыган, присутствие лишь номинальной веры, не дающей представления “что такое хорошо, а что такое плохо”. Что могут извлечь из этого Свидетели? Даст ли это им богатую почву для прозелитизма среди цыган, или же наоборот не позволит привлечь достаточное количество адептов?

В любом случае, криминал и Свидетели Иеговы – это две крайности, которых лучше избегать. Для этого нужно бороться с причинами, среди которых социальная неустроенность, низкий уровень правовой грамотности, традиции, особенности культуры и воспитания, отсутствие некоторых норм морали и т.п. К мерам противодействия, перечисленным в исследовании, можно было бы добавить усиленное взаимодействие с религией, которая давала бы идеологию, а вместе с ней — и представления о нравственности, правильном образе жизни и т.п. Сейчас эту нишу так или иначе пытаются занять Свидетели Иеговы, и, судя по всему, у них неплохо получается.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *