Как стать кумиром молодых националистов.

bo8JOXSAkFs

Материал предоставлен «Центром психологической безопасности»

Принято думать, что кумирами и вдохновителями радикально настроенной молодежи являются какие-то общественные деятели и политики прошлого. Это не совсем так.

Молодой человек больше склонен себя ассоциировать с кем-то очень похожим на него. С кем-то, кто героически проявил себя в том же мире, в котором живет сам обыватель.
Зачастую кумиры молодых националистов такого же социального уровня и достатка, такие же молодые, и даже визуально похожи на своих обожателей.
Рассмотрим несколько случаев, чтобы проанализировать ситуацию.

В ноябре 2013 в московском метро случился конфликт между двумя мужчинами славянской внешности и одним уроженцем Дагестана.

Один из мужчин использовал травматический пистолет, чтоб остановить агрессивного молодого человека, нанеся ему ранения. Второй мужчина тоже угрожающе продемонстрировал свой пистолет. После чего оба вышли на ближайшей станции.

Рядовой конфликт, без массовых убийств, терроризма и неожиданного развития событий. Но данный случай очень сильно повлиял на юные умы. Послужил примером и образцом для подражания.

Тысячи молодых людей, посмотрев полторы минуты записи с видеокамер, разом начали обсуждать национальную нетерпимость, призывать всех действовать так же, как и герои видео, чем только повысили градус напряженности.
Резко началось обсуждение необходимости травматического оружия для каждого, кто хочет «правильно» решать конфликты.

Спустя два с половиной года видеозапись и/или редактированное изображение одного из мужчин с пистолетом до сих пор используется для различных агитационных текстов, заметок экстремистского толка и просто любых сообщений по теме межнациональной розни.

Другой каноничный случай, который вдохновил десятки тысяч националистов, произошел в Испании в 2007 году. Тоже в метро.
Один ультраправый молодой человек оказался с толпой антифашистов в одном вагоне. После замечания он начал наносить удары ножом.

Началась суета, в итоге молодой человек смог оказать сопротивление и сбежать.
Он был задержан в тот же день, на счету 1 убитый, несколько раненых.

После того как это событие осветили в СМИ, мужчина с ножом стал героем, и до сих пор запись с видеокамер используется как пример достойнейшего и отважного поведения.

После этого случая появились мотивационные ролики по теме «и один в поле воин». Распространилась мода на ношение холодного оружия, затронувшая даже тех, кто раньше об оружии не задумывался. В целом, интерес к ультраправым идеям возрос, как и авторитет адептов этой идеологии.

Становится очевидно, что любой рядовой случай и бытовой конфликт может взбудоражить умы радикально настроенной молодежи.
Тем не менее, некоторые события остаются в тени и обсуждаются только на соответствующих интернет-ресурсах, а другие — становятся интернет-мемом, легендой.
Даже далекие от национализма пользователи так или иначе натыкаются на подобные видео в соцсетях и дают свою оценку. Зачастую, их мнение ничем не отличается от мнения националистов.

Почему же одни события вызывают резонанс и врезаются в память, а другие обсуждаются неделю-другую и отправляются в архив?

Для примера рассмотрим случай из Казани, который произошел в конце 2013 года.

На бытовой почве начался конфликт между двумя группами. В одной – 16 выходцев из кавказских республик, в другой – 4 националиста.
Примечательно, что четверо молодых людей смогли дать отпор благодаря физической подготовке и средствам самообороны.

Данный случай сразу стали обсуждать в тематических группах, появились заметки и статьи на некоторых новостных и развлекательных сайтах. Но через две недели какие-либо упоминания о происшествии прекратились. Спустя 2 года этот случай практически забыт, и уж точно о нем не говорят люди, далекие от «правого» движения.

В чем причина такой разницы в восприятии?

В каждом из трех случаев участники были молодыми, ничем не примечательными парнями. Действия разворачивались в обычной обстановке – вагоны метро и улица.

Каждый второй молодой националист так или иначе участвовал в похожих потасовках. Поэтому все три случая получили огласку и заинтересовали публику.
Эти ситуации жизненные и могли случиться практически с каждым.

Но почему первые два случая превратили участников конфликта в интернет-мемы и «героев», а в третьем случае событие затерялось в новостной ленте?

Ответ лежит на поверхности:
Первые два конфликта попали на камеры видеонаблюдения.
Мы можем прочувствовать всю напряженность тех событий и вжиться в роль участников.

И, в общем-то, неважно, что именно произошло и кто какое понес наказание, важно, насколько сильно зрители готовы сопереживать героями.

Когда поступки людей с видео вдохновляют и будоражат зрителя – тогда они становятся популярными и проникают в массы на долгие годы.

Из этого можно сделать вывод, что подобный эффект можно использовать намеренно (что и делают некоторые радикальные группировки).

Теоретически, если придумать интересный сюжет и нанять качественного режиссера, то можно создать нового кумира для интернет-пользователей, продвигая свою собственную идеологию в массы.

Поэтому в наше время развитых PR-технологий и маркетинга стоит очень внимательно относиться к контенту, который предоставляют соцсети и тематические ресурсы.